Bande Dessinée (BD) и европейские комиксы

Главная Издано на русском Авторы Новости и обзоры

Выпущена почтовая марка по мотивам графического романа "Забытые рабы Тромлена"

19.01.2017

Выпущена почтовая марка по мотивам графического романа Сильвена Савуайя "Les esclaves oubliés de Tromelin" (Забытые рабы Тромлена). В основе этого произведения лежит реальная история: Тромлен - затерянный остров в Индийском океане. В ХVIII веке у его берегов потерпело крушение торговое судно, перевозившее рабов с острова Мадагаскар, взятых нелегально на борт французским экипажем. Чудом уцелевшие рабы прожили на необитаемом острове 15 лет.

Эта история произошла в те далекие времена, когда Франция была процветающей колониальной империей. Начиная с ХVI века страна расширяла свои заморские владения. Король Генрих IV посылал экспедиции в Канаду, направлял туда партии колонистов. Кардинал Ришелье организовал строительство флота, оказывал большую поддержку заморским торговым компаниям. Французы устанавливали свой контроль над огромными территориями, росла торговля, из колоний везли в метрополию хлопок, кофе, какао, пряности. Министр финансов Людовика ХIV Кольбер основал Вест-Индскую компанию для Атлантического океана и Ост-Индскую компанию для Индийского океана, а потом и другие компании для заморской торговли.

Для работы на плантациях из Африки везли черных рабов. И хотя еще на заре создания колониальной империи французские гуманисты отрицательно относились к колониальной политике - Монтень говорил о "народах-детях", которых уничтожают европейцы, а Рабле призывал обращаться с туземцами как с новорожденными, - африканцами торговали купцы из Нанта, Руана, Бордо. В 1686 году владением Франции объявляется Мадагаскар. Были устроены и другие базы на пути в Индию на Маскаренских островах - Бурбон (теперь Реюньон) и Иль-де-Франс (теперь остров Маврикий), где трудом негров-рабов создавались французские плантации по производству сахара, кофе и какао. Работорговля росла, особенно широкий размах она получила в ХVIII веке.

17 ноября 1760 года из Франции, из порта Байонна, на Мадагаскар отправилось транспортное парусное судно "Полезное" ("L`Utile") (оно принадлежало Королевскому флоту, затем было продано Ост-Индской компании и предназначалось для торговли на Маскаренских островах в Индийском океане). Отправилось за провизией: говядиной, рисом, пряностями. Но вернуться в порт приписки "Полезному" было не суждено. 31 июля 1761 года корабль потерпел крушение у острова Песка (так тогда назывался Тромлен), в 350 километрах от Мадагаскара. На нем находились 122 члена французского экипажа и, по разным данным, от 100 до 200 рабов-мальгашей, взятых нелегально для продажи на острове Иль-де-Франс.

Как свидетельствуют записи в бортовом журнале, сохранившиеся в архивах приморского города Лориан, большинство рабов не смогли выбраться из трюма и погибли во время кораблекрушения, поскольку "люки были закрыты". Те же 60 рабов, которым посчастливилось выжить, вместе с 122 членами экипажа оказались на необитаемом острове. Но на каком! В сущности, это была песчаная отмель длиной 1700 метров и шириной 700, окруженная коралловыми рифами и поросшая низким кустарником, - удобное место гнездовья птиц и морских черепах. Остров находился на пути циклонов и не был богат растительностью: крупные деревья под натиском сильных ветров не могли выстоять. К счастью, на острове нашли пресную воду, которая давала надежду на выживание.

Через два месяца французам удалось соорудить небольшое суденышко, и они отправились в путь, пообещав рабам вернуться за ними, однако обещания не сдержали. Добравшись до Иль-де-Франса, члены французской команды обратились к местным властям с просьбой спасти рабов, но те отказались. Многих возмутило подобное решение, в том числе и известного французского писателя Бернардена де Сен-Пьера (в то время он находился на Иль-де-Франсе), но безрезультатно. И вскоре о рабах все забыли.

Лишь 15 лет спустя, 29 ноября 1776 года, мальгашей увидели моряки корвета "Дофина" ("La Dauphine"). Подойти к острову оказалось непросто - три лодки не смогли к нему причалить, и только четвертой удалось это сделать. В ней находился капитан корабля шевалье де Тромлен, именем которого впоследствии и был назван остров. Из 60 мальгашей за 15 лет в живых осталось восемь человек - семь женщин и восьмимесячный ребенок.

Источник исторической информации: журнал "Наука и жизнь" №7, 2007 г.

Поделиться с друзьями:

К списку публикаций