Bande Dessinée (BD) и европейские комиксы

Главная Издано на русском Авторы Новости и обзоры

Столетняя история французского комикса (Bande Dessinée)

27.01.2017

Рисованные истории Bande Dessinée, которые у нас обычно ассоциируются с комиксами, для французов — нечто большее, чем развлечение для людей, не умеющих читать серьезные книги. Напротив, это мощный инструмент для развития визуальной и общей культуры. По данным статистики, французы читают в среднем по шесть альбомов Bande Dessinée в год. В чем же причина этого явления?

Культура Bande Dessinée начинает развиваться во Франции и Бельгии еще с начала прошлого века. Очень важный персонаж того времени, придуманный в 1905 году Жозефом П. Пиншоном - девица Бекассин. Этот образ сильно повлиял на Эрже, когда он придумывал своего Тинтина - по сути, это те же упрощенные черты лица. 

Тогда это направление существовало, в основном, в периодической печати - новые выпуски рисованных историй выходили с продолжением в газетах и журналах. Было много сатирических сюжетов, в том числе, связанных с политикой. Даже первый выпуск Тинтина родился из редакционного задания написать разоблачительный памфлет про советскую Россию. Серия про Тинтина стала всемирной классикой комикса. По приключениям главного героя в разных странах множество детей во Франции и за ее пределами знакомятся с мировой географией - от Южной Америки до Китая.

В послевоенное время Bande Dessinee начинает выходить в виде так называемых альбомов - отдельных цветных изданий большого формата в твердой обложке объемом около 50 страниц. Этот стандарт определило издательство "Кастерман" выпустив в таком формате альбом приключений Тинтина «Таинственная звезда» в 1942 году. 

В 50-е годы активно развивается приключенческий жанр. Эдгар П. Якобс, работавший ранее вместе с Эрже, придумывает своих героев Блэйка и Мортимера. Серия про капитана британской секретной службы Фрэнсиса Блейка и ученого, физика-ядерщика Филипа Мортимера до сих пор остается одной из самых популярных и коммерчески успешных. 

В 60-х BD становится по-настоящему смешным. В это время родилась еще одна всемирно известная серия про приключения Астрикса и Обеликса. За ним последовали и другие юмористические персонажи - "Lucky Luke", "Achille Talon", "Schtroumpfs" (они же Смурфы), "Gaston Lagaffe", "Boule et Bill".

В 1970-м году стартовала фантастическая серия Пьера Кристина и  Жана-Клода Мезьера "Валериан и Лорелин", сильно повлиявшая как на развитие фантастического жанра в BD, так и на мировой фантастический кинематограф. Многие образы и персонажи были заимствованы, в том числе Джорджем Лукасом при создании "Звездных Войн". 

В 70-е годы происходит расцвет Bande Dessinée. Этому способствовала и технологическая революция в полиграфии - новые методы позволили использовать высококачественную полноцветную печать. Одновременно с этим появляется множество талантливых сценаристов и художников со своим ярковыраженным стилем. Еженедельно выходят журналы, посвященные BD.

Расширяются границы жанров и в число читателей BD привлекается более взрослая аудитория. Здесь ключевой персонаж - моряк Корто Мальтезе, серия о приключениях которого создавалась с 1967 по 1989 годы Уго Праттом. Творчество Пратта отличает не только графическое своеобразие и красота рисунка, но и широта литературного кругозора.  Кстати, первый том серии "Корто Мальтезе" в ближайшее время выходит на русском языке

Прелесть Bande Dessinée в том, что здесь, как и в обычной литературе, каждый может найти свою нишу, свой любимый жанр. Это могут быть детективы, вестерны, фантастика, фэнтези, мистические истории, или исторические приключения. Каждое из этих направлений BD достойно отдельной статьи. Но есть и серьезные книги на актуальные, социально значимые темы. Здесь нельзя не упомянуть автобиографическую книгу Маржан Сатрапи "Персеполис", в которой от лица маленькой девочки рассказывается трагическая история исламской революции в Иране и ее собственной жизни.

В современном Bande Dessinée можно найти замечательных авторов и художников, творящих в яркой неповторимой манере. И это могут быть не только уроженцы Франции или Бельгии - здесь публикуются и находят признание многие талантливые авторы из других стран. Например, португальский художник Сирил Педроза со своими объемными графическими романами "Португалия" и "Равноденствия". Или мексиканец Тони Сандовал рисующий в своем неповторимом стиле. Или сценаристка с африканскими корнями Маргарит Абуэ, автор графической истории "Айя из Йопугона".

BD для французов не ограничивается полками книжных магазинов. Эстетика Bande Dessinée сильно переплетена с общей франко-бельгийской культурой и проявляется во многих сферах повседневной жизни – от газет и журналов, до киноэкранизаций и фресок на стенах домов. Недаром, сами французы считают BD девятым видом искусства.

© BDteka 2017

Поделиться с друзьями:

К списку публикаций